THE RISE OF THE PHOENIX
Успешность и устойчивость формата
Автор :Президент ФПК «Гарант-Инвест» — Панфилов Алексей Юрьевич
О том, что комьюнити-центры - это всегда прибыльный актив
Успешность и устойчивость формата комьюнити-центра
Мы в Гарант-Инвест, как люди, которые 30 лет в бизнесе и 20 лет в девелопменте, по-прежнему считаем, что для городской инфраструктуры все ТЦ нужны, все ТЦ важны. Но в каждый экономический период времени тот или иной формат развивается по-разному. Например, мы помним тот период времени, когда активно развивались аутлет-центры, и развитие было понятием естественным в у этого формата. Но есть также понятие устойчивого формата: это когда как бы ни менялась экономическая среда, как бы ни менялась среда с импортозамещением, без импортозамещения, есть формат объектов, которые всегда устойчивые и успешные. Например, в сфере продуктового ритейла - это когда мы рассматриваем формат когда-то бывшего популярным гипермаркета. Сейчас мы видим, что гипермаркеты практически остановились, магазин "у дома" был очень популярным форматом, но в него уже меньше инвестируют. Формат экспресс-магазина тоже был в какой-то период очень успешный для инвестиций и быстро рос, но потом практически остановился. А есть формат успешный во все времена – формат супермаркета. И вечно номер один! По такой же аналогии я хочу провести пример с торговыми центрами. Про то, какие ТЦ являются устойчивыми во все времена.
В последнее время эксперты особо остро спорят о форматах тех ТЦ, которые в любые кризисные времена остаются вне экономических потрясений. Чаще всего под такими объектами подразумеваются районные, комьюнити и центры у дома. Компания ФПК «Гарант-Инвест», отмечающая в этом году 30-летний Юбилей, главным активом в своём портфеле всегда имела такие комплексы. Мы попросили Президента ФПК «Гарант-Инвест» Алексея Панфилова рассказать, как и в каких направлениях развивается компания сейчас, а также как себя чувствуют их комьюнити-центры.
транспортных узлах. Сегодня это вообще два разных бизнеса. Размер сегодня имеет принципиальное значение! Наша бизнес-модель «лучше 10 ТЦ по 10 тыс. кв. м, чем один на 100 тыс.» дала нам максимальный эффект и устойчивость. 70-100 лотов для аренды в одном ТЦ всегда будет заполнены арендаторами почти на 100%, а вот 300-500 лотов — уже маловероятно. Эти две подотрасли существенно различаются и концепцией. Сейчас мы строим новый районный торговый центр на западе Москвы — WESTMALL, и это полноценный многофункциональный комплекс, где, возможно, вообще не будет магазинов одежды, зато будет 20 ресторанов и кафе.